Меню

Повышенное внимание государства к цифровым криптоалгоритмам и возможным направлениям их применения вполне объяснимо, так как они обеспечивают надежное шифрование информации и ее оборота.

28 сентября 2023 в 10:56Обновлено 28 сентября 2023 в 10:56 Просмотров: 4

В настоящее время преступники достаточно часто используют интернет-пространство в криминальных целях, ввиду этого различные сайты и социальные сети зачастую выступают местом незаконной продажи наркотических и психотропных веществ, оружия, взрывных устройств, распространения информации экстремистского характера и многих других противоправных деяний. Использование цифровой среды во многом затрудняет процесс расследования таких преступлений.

Действующее законодательство не закрепляет понятие криптовалюты,
но дает определение цифровой валюты. Так, ч. 3 ст. 1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет цифровую валюту как «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе».

Кроме того, законодатель четко устанавливает, что цифровая валюта не является денежной единицей Российской Федерации и не может выступать средством платежа за товары, работы и услуги.

Вместе с тем Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» признает цифровую валюту имуществом, и в этой связи, криптовалюта все чаще выступает предметом не только мошенничества в сфере компьютерной информации, но
и соответствующих преступлений в сфере компьютерной информации в целом. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»). При отсутствии информации о фактической стоимости предмета преступления она может определяться на основании заключения специалиста (эксперта).

         Использование вредоносных программ, позволяющих копировать персональные данные пользователей, могут быть квалифицированы по ст. 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ» соответственно.