В законодательстве РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) определён как форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год и (или) плановый период, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления муниципального образования самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», формируют, утверждают, исполняют бюджет и осуществляют контроль за его исполнением.
Доходами бюджета являются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, за 2023 год в бюджет Можайского городского округа поступили денежные средства в сумме 5 099 133,0 тыс. рублей, что составило 102,5 % к утвержденным бюджетным назначениям. Темп роста фактических поступлений 2023 года к 2022 году составил 108,4 %.
В 2023 году впервые налоговые и неналоговые доходы бюджета Можайского городского округа составили 2 798 767,7 тыс. рублей или 107,5 % к плану. Рост поступлений по отношению к 2022 году составил 13,3 %.
Благодаря росту собственных доходов бюджета на фоне улучшения макроэкономических показателей бюджет Можайского городского округа исполнен с профицитом в размере 131 717,0 тыс. рублей.
Основную долю поступлений составляет НДФЛ - 67,6 %. Темп роста поступлений в сопоставимых условиях по отношению к 2022 году составил 109 %.
По итогам 2023 года наблюдается значительный рост поступлений НДФЛ по сравнению с 2022 годом от следующих предприятий: ОАО «Можайский полиграфический комбинат» - 46 %, ЗАО «Тропарево» - 32 %, ЗАО ЗСМ «Можайский» - 28 %, ООО «Можайский МПК» - 23 %.
Местные налоги – налог на имущество физических лиц, земельный налог с организаций и земельный налог с физических лиц - пополнили бюджет Можайского городского округа на 363 178,9 тыс. рублей, или 109,8% к плану, доля поступлений в составе налоговых и неналоговых – 13 %. Прирост поступлений по отношению к 2022 году - 13,8 %.
Поступления неналоговых доходов составили 336 602,6 тыс. рублей или 133,1% к плану. Такие показатели обусловлены перевыполнением плановых назначений по доходам от штрафов, санкций, возмещению ущерба в 5,8 раза, по прочим неналоговым доходам – в 7,1 раза, по доходам от продажи материальных и нематериальных активов – на 26 %.
Расходы бюджета — это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенные для финансирования затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
В целом структура расходов бюджета Можайского городского округа имеет социальную направленность. Большая часть средств была направлена на образование, культуру, физическую культуру и спорт, социальную политику (60,5 %).
Исполнение расходов бюджета Можайского городского округа за 2023 год составило 4 967 416,0 тыс. рублей или 97,3 % к уточненному плану года. Процент исполнения к 2022 году составил 103,3 %.
На реализацию муниципальных программ за 2023 год из бюджета Можайского городского округа направлено 4 927 044,5 тыс. рублей или 97,3 % к утвержденным плановым назначениям. Процент исполнения к 2022 году составил 102,9 %.
Состав расходов в 2023 году в сравнении с 2022 годом по муниципальным программам сложился следующим образом:
№ п/п |
Наименование муниципальной программы |
2022 год |
2023 год |
Отклонение, тыс. рублей |
||
Объем расходов, тыс. рублей |
Удельный вес в общем объеме расходов, % |
Объем расходов, тыс. рублей |
Удельный вес в общем объеме расходов, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Гр. 7 = гр. 5 - гр. 3 |
1. |
Здравоохранение |
174,5 |
0,004% |
460,0 |
0,01% |
+ 285,5 |
2. |
Культура и туризм |
291 813,0 |
6,1% |
320 639,5 |
6,5% |
+ 28 826,5 |
3. |
Образование |
1 656 437,3 |
34,6% |
1 915 258,8 |
38,9% |
+ 258 869,5 |
4. |
Социальная защита населения |
54 734,8 |
1,1% |
35 138,2 |
0,7% |
- 19 596,7 |
5. |
Спорт |
228 303,2 |
4,8% |
290 346,5 |
5,9% |
+ 62 043,2 |
6. |
Развитие сельского хозяйства |
39 378,9 |
0,8% |
40 197,2 |
0,8% |
+ 818,2 |
7. |
Экология и окружающая среда |
14 057,9 |
0,3% |
8 089,0 |
0,2% |
- 5 968,8 |
8. |
Безопасность и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения |
89 483,1 |
1,9% |
99 227,6 |
2,0% |
+ 9 744,4 |
9. |
Жилище |
57 160,1 |
1,2% |
55 486,1 |
1,1% |
- 1 674,0 |
10. |
Развитие инженерной инфраструктуры, энергоэффективности и отрасли обращения с отходами |
5 323,5 |
0,1% |
17 598,4 |
0,4% |
+ 12 275,0 |
11. |
Предпринимательство |
500,0 |
0,01% |
500,0 |
0,01% |
0,0 |
12. |
Управление имуществом и муниципальными финансами |
514 090,8 |
10,7% |
561 482,9 |
11,4% |
+ 47 392,2 |
13. |
Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики |
29 081,4 |
0,6% |
18 651,0 |
0,4% |
- 10 430,3 |
14. |
Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса |
519 747,4 |
10,9% |
158 309,8 |
3,2% |
- 361 437,6 |
15. |
Цифровое муниципальное образование |
72 702,0 |
1,5% |
69 387,1 |
1,4% |
- 3 314,9 |
16. |
Архитектура и градостроительство |
2 933,1 |
0,1% |
3 791,2 |
0,1% |
+ 858,1 |
17. |
Формирование современной комфортной городской среды |
389 993,5 |
8,1% |
684 379,4 |
13,9% |
+ 294 385,9 |
18. |
Строительство объектов социальной инфраструктуры |
684 502,3 |
14,3% |
390 034,7 |
7,9% |
- 294 467,5 |
19. |
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда |
138 433,4 |
2,9% |
258 067,1 |
5,2% |
+ 119 633,6 |
В 2023 году как и в 2022 году наибольший удельный вес, в общем объеме расходов, составили расходы по муниципальной программе «Образование» - 38,9 % и 34,6 % соответственно. Процент исполнения к 2022 году составил 115,6 %.
Муниципальный долг по итогам 2023 года составил 164 999,9 тыс. рублей, его уровень к собственным доходам бюджета Можайского городского округа снизился на 1,9 %.