Меню

Интересные факты о скорости

31 марта 2017 в 13:00 Просмотров: 175

Все знают, что автомобиль нельзя остановить мгновенно. Какое-то время он будет двигаться по инерции, постепенно замедляясь. Чем выше начальная скорость, тем больше времени требуется на торможение, тем большее расстояние про­едет автомобиль до полной остановки. Тем больше его тормозной путь. Он обозначен на этой схеме темно-зелёным цветом.

Однако и водитель не начинает тормозить сразу в тот же момент, едва увидит перед собой препятствие на дороге. Человеку требуется время, чтобы среагировать на экстренную ситуацию (оценить степень её опасности и принять решение, как именно действовать: тормозить, попытаться объехать препятствие и т.п.) и перенести ногу на педаль тормоза. Это время называется временем реакции. По данным различных исследований, это время в среднем равно одной секунде. На этом графике расстояние, которое проезжает за это время автомобиль, показано светло-зелёным цветом.

Вместе с тем есть исследование, в котором утверждается, что в большинстве случаев время реакции составляет от полутора до четырёх (!) секунд. Это означает, что автомобиль проедет в несколько раз большее расстояние, чем показанный на рисунке светло-зелёный участок, прежде чем водитель начнёт тормозить.

Исследования показывают, что даже небольшое (на 10–15 км/час выше разрешённого лимита) превышение скорости опасно и вносит огромный вклад в возникновение серьёзных дорожно-транспортных происшествий, сравнимый с ездой на экстремально высоких скоростях. Это происходит потому, что небольшие превышения скорости происходят очень часто, и водители, как правило, недооценивают их опасность.

  • В Бельгии небольшая скорость является национальной традицией. Бельгийцы в шутку говорят, что въезжая в их страну на большой скорости, самое главное — это успеть затормозить. Иначе страну можно просто проскочить.
  • Самый быстрый транспорт в Париже — это обычный автобус. Это стало возможным благодаря развитой системе выделенных полос для общественного транспорта, заезжать на которые остальным водителям запрещено под угрозой солидного штрафа.
  • В Финляндии, Швейцарии и ещё некоторых странах нет строго фиксированных штрафов за превышение скорости, его величина пропорциональна доходу нарушителя. Если нарушителем оказывается очень богатый человек, то нередки случаи, когда размер штрафа составляет несколько десятков, а то и сотен тысяч евро. Так, например, штраф в 170 тысяч евро получил водитель, годовой доход которого составил порядка 7 миллионов евро. А рекордный штраф за превышение скорости — один миллион долларов — был выписан в Швейцарии в 2010 году 37-летнему подданному Швеции, который разогнал свой автомобиль почти до 300 км/час. Примечательно, что личность нарушителя установили не сразу, поскольку радар, настроенный на фиксацию нарушений на скорости не выше 200 км/час, поначалу не зарегистрировал «рекорд» шведа. Тем не менее ошибка была исправлена и нарушитель понёс заслуженное наказание.
  • В американском штате Калифорния тех, кто превышает скорость, зачастую вместо штрафа или тюремного заключения приговаривают к экскурсии в морг, где находятся тела жертв ДТП.

Модель мощности — это взаимосвязь между изменением средней скорости и количеством ДТП с погибшими и пострадавшими в них людьми. Эта взаимосвязь является следствием законов физики и особенностей психики человека. С одной стороны, при более высоких скоростях сила удара выше. С другой — на более высокой скорости у участников дорожного движения меньше возможность предпринять правильные (обеспечивающие 
безопасность) действия. Так, на высокой скорости больше вероятность потерять контроль над автомобилем, не справиться с управлением.

Этот график показывает, что, например, снижение средней скорости всего на 5 км/час позволит снизить количество аварий со смертельным исходом сразу на 20%.